Деловые подарки: как и что дарить?
Вручение подарков в деловой среде — важная составляющая бизнес-этикета. Сувениры могут быть предназначены сотрудникам, партнерам, руководителю, клиентам организации. В каждом из этих случаев важно соблюсти правила хорошего тона, чтобы подарок стал действительно приятным.
Внутрикорпоративные подарки
Во многих коллективах принято преподносить подарки по случаю календарных праздников, например, всем женщинам на 8 марта, мужчинам — на 23 февраля. В этом случае нельзя обойти вниманием и руководителя.
Если же поводом служит день рождения начальника или, например, юбилей на службе, сотрудники не должны дарить личные презенты. В этом случае принято собирать деньги и приобретать совместный сувенир. Руководитель в свою очередь должен делать подарки сотрудникам только при наличии веских оснований, например, выхода приказа о повышении, завершении проекта и т. д. Сами «церемонии» дарения и начальнику и подчиненным должны происходить при всем коллективе.
Подарки партнерам, клиентам
Бизнес-сувениры для партнеров и клиентов выполняют важные функции: они выражают ваше уважение, внимание, располагают получателя к вам и таким образом готовят почву для нового или дальнейшего сотрудничества. Подарки высшему руководству должны быть статусными, но не слишком роскошными. Лучшие презенты руководителям среднего звена - качественная и практичная канцелярия.
Подарочные датированные ежедневники А5 станут отличными подарками во всех перечисленных случаях. Руководству и клиентам можно преподнести статусные изделия в обложках из натуральной кожи, коллегам и сотрудникам — изделия из более простых материалов с современным дизайном. Такой бизнес-сувенир будет востребован адресатом, но в то же время он достаточно нейтрален.